Ан-225 "Мрия" /
Транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности

Ан-225 «Мрия»

 

 

Этот уникальный транспортный самолет спроектирован и построен в 1985−1988 годах. 
Ан-225 имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планера, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолетом Ан−124−100 «Руслан».

 Ан-225 был создан для решения следующих основных задач:

  • перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжелых, длинномерных) общим весом до 250 т;
  • внутриконтинентальные беспосадочные перевозки грузов весом 180−200 т;
  • межконтинентальные перевозки грузов весом до 150 т;
  • перевозки тяжелых крупногабаритных грузов на внешней подвеске весом до 200т.

«Мрия» должна была стать первой ступенью системы воздушного старта космического корабля, летающим космодромом, со «спины» которого космический «челнок» с баком общей массой в 170 т должен был стартовать на орбиту. Первоначально основной задачей Ан-225 была перевозка различных частей ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран», которые изготавливались на предприятиях центральных областей СССР, а окончательная сборка должна была осуществляться на Байконуре. Проектная длина некоторых из них достигала 60 метров, а диаметр – 8 метров. Дальность транспортировки составляла 1500-2500 км. Кроме того, в зависимости от выполняемого на орбите задания, «Буран» мог совершать посадки на разные аэродромы. Оттуда его необходимо было вновь доставлять на Байконур, к месту предыдущего старта.

На счету «Мрии» с «Бураном» -- 14 полетов в связке общей продолжительностью 28 часов 27 мин. Они были выполнены с аэродромов, расположенных в различных климатических зонах СССР: в Гостомеле, Ахтубинске, Байконуре, Борисполе, Внуково, Елизово, Раменском, Чкаловской, Хабаровске. Однако с распадом СССР финансирование программы «Энергия-Буран» прекратилось, и проект был остановлен.

В 2000 году начались работы по модернизации Ан-225 с целью использования этого самолета для перевозки коммерческих грузов. Это решение было принято в связи с большим количеством запросов, поступивших в авиакомпанию «Авиалинии Антонова», на перевозку более тяжелых грузов, чем мог поднять Ан-124-100 «Руслан». Затем «Мрия» прошла ряд сертификационных испытаний, и 23 мая 2001 г. Авиационный Регистр Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и «Укравиатранс» выдали Сертификаты типа на Ан−225. С тех пор и по настоящее время самолет выполняет коммерческие перевозки в составе парка авиакомпании «Авиалинии Антонова», транспортном подразделении ГП «АНТОНОВ».

Ан-225 обладает вместительной грузовой кабиной. Ее длина — 43,32 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Это позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:

  • 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК−10;
  • 50 легковых автомобилей;
  • моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы "БелАЗ", "Каматцу", "Юклид" и т.п.).

Кроме того, грузовая кабина самолета герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно−разгрузочных работ. Самолет способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.

На счету «Мрии» – 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза массой 253 тонны, самого тяжелого моногруза массой 187,6 тонн, а также самого длинного груза длинной 42,1 м.

Но главное – «Мрия» надежно служит людям. Самолет неоднократно участвовал в гуманитарных операциях. Так, в октябре 2009 г. Ан-225  выполнил несколько рейсов по доставке  в Самоа генераторов, которые были необходимы для восстановления работы электростанции Сатала, поврежденной цунами. Только объемная кабина Ан-225 смогла вместить сразу десять 12-тонных генераторов, каждый из которых был размером с 6-метровый контейнер. Felise Kaisia, представитель Центра по чрезвычайным ситуациям внутренних войск Самоа, сказал: «Генераторы были полностью уничтожены волнами, поэтому электростанция в центре Салата, которая обеспечивает энергией все восточное побережье, была остановлена. Именно по этой причине доставка новых генераторов в кратчайшее время была так необходима».

В феврале 2010 г. «Мрия» выполнила перевозку крупногабаритной строительной техники (бульдозеры, грузовики, тягачи, погрузчики) для ликвидации последствий землетрясения на Гаити. Груз весом 108 тонн доставлен из Токио (Япония) в Санто-Доминго (Доминиканская Республика) по заказу правительства Японии, а потом наземным путем - в столицу Гаити Порт-о-Пренс. Выбор был сделан в пользу «Мрии», учитывая необходимость обеспечения срочности доставки. Ведь только ее объемная кабина смогла вместить настолько габаритный груз.

25 марта 2011 г. самолет Ан-225 «Мрия» авиакомпании «Авиалинии Антонова» доставил в Японию гуманитарные грузы, генераторы и технику общей массой 140 т. Самолет приземлился в аэропорту Нарита (Токио). Рейс выполнялся по заказу правительства Франции.

Продолжаются также исследования по использованию Ан-225 в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос. Один из перспективных проектов — российско−украинская многоцелевая авиационно−космическая система МАКС. Она предусматривает  доставку на орбиту 8,5-10 тонн полезной нагрузки в пилотируемом варианте и 18-19 тонн – в беспилотном.

В 2009 г. проведены работы по увеличению срока службы "Мрии" до 25 лет, а также модернизировано бортовое радиоэлектронное и другое оборудование самолета.

AN-225 Mriya /
Super Heavy Transport

Ан-225 «Мрия»

      This unique transport air lifter was designed and constructed during 1984-1988.

The aircraft has been created to perform the following missions:

  • transportation of the wide-range of cargo (large-sized, heavy, long-size) with total weight up to 250 t.;
  • intercontinental non-stop airlift of cargoes weighting 180−200 t;
  • intercontinental airlift of cargoes with weight up to 150 t;
  • transportation of a heavy large-size single pieces with weight up to 200 t on the external store.

Mriya had to become the first stage of the system of the aerial launch of a space ship, flying cosmodrome, from which a space shuttle with a tank having total mass of 170 t had to start to the orbit. Initially, the main task of the AN-225 was transportation of various parts of Energiya carrier-rocket and Buran space ship, which had been manufactured at the enterprises of central regions of the USSR, and final assembly should have been performed at Baikonour. Projected length of some of them reached 60 meters and diameter – 8 meters. Range of transportation was 1500-2500 km. Besides, depending to mission, performed on the orbit, Bouran could land on different airdromes. From there it was necessary to deliver it again to Baikonour, to the place of previous launch. 

  Mriya with Buran on its external store performed 14 flights with total duration of 28 hours and 27 minutes. They had been performed from the airfields located in various climatic zones of the USSR: in Gostomel, Akhtoubinsk, Baikonour, Borispol, Vnukovo, Yelizovo, Ramenskoye, Chkalovskaya, Khabarovsk. However, after collapse of the USSR, financing of Energiya-Bouran programme was terminated and the project stopped.

  In 2000, modernization of the AN-225 was started. The aim was use of the airplane for transportation of commercial cargoes. The decision had been taken due to many applications sent to Antonov Airlines for transportation of cargoes heavier than the AN-124-100 Ruslan’s payload. Than Mriya passed certification tests and on May 23, 2001, Aviation Register of Interstate Aviation Committee (AR IAC) and Ukraviatrans issued type certificates to the AN-225. Since that till present, the airplane has been performing commercial transportations in the fleet of Antonov Airlines, transport subdivision of ANTONOV Company.

     The aircraft has the spacious cargo compartment with length of 43,32 m, width of 6.4 m and height of 4.4 m, that allows carrying a variety of cargoes inside. For instance,

  • sixteen standard aeronautical containers of UAC−10 type;
  • 50 cars;
  • single piece of cargoes up to 200 t (turbines, generators, dump trucks − Belaz, Kamatsu, Euclid, etc.).

The cargo compartment is pressurized that extends the aircraft transport capabilities. The airborne cargo handling equipment and also the design of the forward cargo door with a ramp ensure the quick and easy loading/unloading operations. The aircraft is capable to transport the unique cargoes outside the fuselage which dimensions do not allow to place them at the other land-base vehicles and aircraft. There is an appropriate load security system to attach these cargoes to the fuselage.

Mriya has set up 240 world records including transportation of the heaviest cargo with mass of 253 tons, the heaviest single peace of cargo with mass of 186,7 t as well as the longest cargo having length of 42,1 m. But the main thing is that Mriya serves people reliably. The airplane repeatedly participated in humanitarian operations. Thus in October, 2009 the AN-225 performed several flights on delivery generators to Samoa. They were necessary for renewal of work of Satala electric station damaged by tsunami. Only spacious cabin of the AN-225 could accommodate ten 12-tons generators at once. Each of them was as large as 6-meters container. Felise Kaisia, representative of the Centre on extraordinary situation of interior troops of Samoa, said: “Generators were fully destroyed by the waves, that is why electric station in the centre of Satala which supplies energy to all eastern coast had been stopped. By this reason namely delivery of new generators in the shortest terms was so necessary”.

In February 2010,  Mriya transported large-size construction machinery (bulldozers, trucks, tractors, loaders) for liquidation of aftermath of earthquake on Haiti. Cargo weighing 108 tons was delivered from Tokyo (Japan) to Santo-Domingo (Dominican Republic) by order of government of Japan, and after it by ground – to Port-au-Prince, the capital of Haiti. They chose Mriya taking into account necessity of urgent delivery.  Its spacious cabin only could contain such a large cargo.

On March 25, 2011, the AN-225 Mriya delivered to Japan humanitarian cargoes, generators and technique with total mass of 140 t. The AN-225 landed in Narita airport (Tokyo). The flight had been performed by order of French government.

Researches on use of the AN-225 as the first stage of a space complex for commercial launches of the useful cargoes into space is in progress. One of the most advanced projects is the MAKS joint Russian/Ukrainian multipurpose aerospace system. It foresees delivery of the 8.5-10 tons of useful load in a piloted version and 18-19 tons in unmanned version to the orbit.

In 2009 works on the extension of the aircraft life time up to 25 years as well as on upgrading  avionic and other equipment were performed.